"Обитаемый остров" (название статьи)
Определяя жанр этой картины, как антиутопию, продюсеры, конечно, лукавят. Ибо одно дело привести зрителей в зал на просмотр фильма, как на футуристический боевик с реками крови, а совсем другое – заманить на притчу о спасении души в антураже «Королевской битвы». Казалось бы, тут все до боли знакомо – отправленные в резервацию необитаемого острова те, кого называют отбросами общества, устанавливают свои законы. Живущие с волками начинают жить по-волчьи. И лишь уверенные в себе становятся выше ситуации и спасают тех, кто хотел спастись.
Пронзительный, очень личный и в то же время масштабный фильм с простой историей, без фальши, попытки «закосить под Голливуд», но сделанный на хорошем мировом уровне – готовый продукт для широкого международного проката.
Фильм русский и это многое объясняет. Законы тоталитарного общества, которые действуют в лагерях заключенных выходцам из страны Советов знакомы по хроникам Сталинских лагерей и романам Варлама Шаламова. По заверению режиссера Александра Мельника, в конце 30-х годов прошлого века был создан такой лагерь, куда переселялись заключенные и, обустроившие свое общество, они ели поедом себе подобных, потому как более нечего было есть. Так велась борьба с преступностью. Было то или нет – Бог ведает. Навряд ли остались свидетели.
Жилин – персонаж Константина Лавроненко – осужденный на пожизненное заключение за убийство шести человек. Но он не маньяк. Образ Жилина списан с Виталия Калоева, убившего швейцарского диспетчера за ошибку, приведшую к трагедии над Боденским озером. Так же и у героя ленты семья погибает в катастрофе в небе, и диспетчеры, которые допустили это, расплачиваются за смертельную ошибку жизнью. Хотя привязка к одной персоне, в случае с «Новой землей», – это достаточная, но вовсе не необходимая деталь. Когда первая версия сценария была написана, той самой катастрофы в небе еще не случилось. Да и фильм, по большому счету, вовсе не о конкретной трагедии, а о людях, попавших в экстремальную ситуацию. Об обществе, которое строится по тем законам, которые проповедует лидер. А вот вожак он или пастырь – зависит от человека.
И тут очень важен второй (по роли, но не по значению) персонаж Андрея Феськова – сокамерника Жилина. Он один из тех, кто прекрасно понимает, что творил ужасные вещи. И осознает, что не заслуживает места в раю. Он стремится попасть в ад, чтобы выдумывать пытки чертям. Но однажды, совершая добрый поступок, он осознает, что встает на путь искупления, которого не заслуживает. И уже тем, что он это все отчетливо понимает, он заслуживает спасения с острова, но сам делает свой выбор и не ждет, что его остановят.
Для тех, кто проводит этот эксперимент, люди, отправленные на поселение, уже мертвы. Они осуждены без права помилования, а потому сожаления о том, что происходит с колонистами, никто не испытывает. Остров находится так далеко от мира, что выглядит замерзшей планетой на краю галактики, выхода откуда нет – только в могилу. Однако же к высадившимся на Остров, словно ангел в белых одеждах, спускается куратор эксперимента Terra Nova (Ингеборга Дапкунайте), и сообщает им, что осужденных не бросают на произвол, им дают инструменты, питание на три месяца – все, что необходимо для жизни. И дают право покинуть эксперимент в любой момент, для этого только необходимо добраться по бушующему морю к кнопке, размещенной на буе.
Обледеневший остров, на котором водятся только лемминги, чайки, крачки и можно наловить рыбы, где полгода не заходит солнце и определить, когда наступает календарный день или ночь невозможно. Это не рай, но и не ад. Место, в котором вполне можно если не жить, то выжить. По крайней мере, отведенный устроителями эксперимента срок. Что-то вроде «третьего участка», места между раем и адом, где-то посередине. Если сделать все по-человечески – построить жилье, обустроить хозяйство и быт.