Рецензии на фильм Новая Земля
"Обитаемый остров" (название статьи)
Определяя жанр этой картины, как антиутопию, продюсеры, конечно, лукавят. Ибо одно дело привести зрителей в зал на просмотр фильма, как на футуристический боевик с реками крови, а совсем другое – заманить на притчу о спасении души в антураже «Королевской битвы». Казалось бы, тут все до боли знакомо – отправленные в резервацию необитаемого острова те, кого называют отбросами общества, устанавливают свои законы. Живущие с волками начинают жить по-волчьи. И лишь уверенные в себе становятся выше ситуации и спасают тех, кто хотел спастись.
Пронзительный, очень личный и в то же время масштабный фильм с простой историей, без фальши, попытки «закосить под Голливуд», но сделанный на хорошем мировом уровне – готовый продукт для широкого международного проката.
Фильм русский и это многое объясняет. Законы тоталитарного общества, которые действуют в лагерях заключенных выходцам из страны Советов знакомы по хроникам Сталинских лагерей и романам Варлама Шаламова. По заверению режиссера Александра Мельника, в конце 30-х годов прошлого века был создан такой лагерь, куда переселялись заключенные и, обустроившие свое общество, они ели поедом себе подобных, потому как более нечего было есть. Так велась борьба с преступностью. Было то или нет – Бог ведает. Навряд ли остались свидетели.
Жилин – персонаж Константина Лавроненко – осужденный на пожизненное заключение за убийство шести человек. Но он не маньяк. Образ Жилина списан с Виталия Калоева, убившего швейцарского диспетчера за ошибку, приведшую к трагедии над Боденским озером. Так же и у героя ленты семья погибает в катастрофе в небе, и диспетчеры, которые допустили это, расплачиваются за смертельную ошибку жизнью. Хотя привязка к одной персоне, в случае с «Новой землей», – это достаточная, но вовсе не необходимая деталь. Когда первая версия сценария была написана, той самой катастрофы в небе еще не случилось. Да и фильм, по большому счету, вовсе не о конкретной трагедии, а о людях, попавших в экстремальную ситуацию. Об обществе, которое строится по тем законам, которые проповедует лидер. А вот вожак он или пастырь – зависит от человека.
И тут очень важен второй (по роли, но не по значению) персонаж Андрея Феськова – сокамерника Жилина. Он один из тех, кто прекрасно понимает, что творил ужасные вещи. И осознает, что не заслуживает места в раю. Он стремится попасть в ад, чтобы выдумывать пытки чертям. Но однажды, совершая добрый поступок, он осознает, что встает на путь искупления, которого не заслуживает. И уже тем, что он это все отчетливо понимает, он заслуживает спасения с острова, но сам делает свой выбор и не ждет, что его остановят.
Для тех, кто проводит этот эксперимент, люди, отправленные на поселение, уже мертвы. Они осуждены без права помилования, а потому сожаления о том, что происходит с колонистами, никто не испытывает. Остров находится так далеко от мира, что выглядит замерзшей планетой на краю галактики, выхода откуда нет – только в могилу. Однако же к высадившимся на Остров, словно ангел в белых одеждах, спускается куратор эксперимента Terra Nova (Ингеборга Дапкунайте), и сообщает им, что осужденных не бросают на произвол, им дают инструменты, питание на три месяца – все, что необходимо для жизни. И дают право покинуть эксперимент в любой момент, для этого только необходимо добраться по бушующему морю к кнопке, размещенной на буе.
Обледеневший остров, на котором водятся только лемминги, чайки, крачки и можно наловить рыбы, где полгода не заходит солнце и определить, когда наступает календарный день или ночь невозможно. Это не рай, но и не ад. Место, в котором вполне можно если не жить, то выжить. По крайней мере, отведенный устроителями эксперимента срок. Что-то вроде «третьего участка», места между раем и адом, где-то посередине. Если сделать все по-человечески – построить жилье, обустроить хозяйство и быт.
Определяя жанр этой картины, как антиутопию, продюсеры, конечно, лукавят. Ибо одно дело привести зрителей в зал на просмотр фильма, как на футуристический боевик с реками крови, а совсем другое – заманить на притчу о спасении души в антураже «Королевской битвы». Казалось бы, тут все до боли знакомо – отправленные в резервацию необитаемого острова те, кого называют отбросами общества, устанавливают свои законы. Живущие с волками начинают жить по-волчьи. И лишь уверенные в себе становятся выше ситуации и спасают тех, кто хотел спастись.
Пронзительный, очень личный и в то же время масштабный фильм с простой историей, без фальши, попытки «закосить под Голливуд», но сделанный на хорошем мировом уровне – готовый продукт для широкого международного проката.
Фильм русский и это многое объясняет. Законы тоталитарного общества, которые действуют в лагерях заключенных выходцам из страны Советов знакомы по хроникам Сталинских лагерей и романам Варлама Шаламова. По заверению режиссера Александра Мельника, в конце 30-х годов прошлого века был создан такой лагерь, куда переселялись заключенные и, обустроившие свое общество, они ели поедом себе подобных, потому как более нечего было есть. Так велась борьба с преступностью. Было то или нет – Бог ведает. Навряд ли остались свидетели.
Жилин – персонаж Константина Лавроненко – осужденный на пожизненное заключение за убийство шести человек. Но он не маньяк. Образ Жилина списан с Виталия Калоева, убившего швейцарского диспетчера за ошибку, приведшую к трагедии над Боденским озером. Так же и у героя ленты семья погибает в катастрофе в небе, и диспетчеры, которые допустили это, расплачиваются за смертельную ошибку жизнью. Хотя привязка к одной персоне, в случае с «Новой землей», – это достаточная, но вовсе не необходимая деталь. Когда первая версия сценария была написана, той самой катастрофы в небе еще не случилось. Да и фильм, по большому счету, вовсе не о конкретной трагедии, а о людях, попавших в экстремальную ситуацию. Об обществе, которое строится по тем законам, которые проповедует лидер. А вот вожак он или пастырь – зависит от человека.
И тут очень важен второй (по роли, но не по значению) персонаж Андрея Феськова – сокамерника Жилина. Он один из тех, кто прекрасно понимает, что творил ужасные вещи. И осознает, что не заслуживает места в раю. Он стремится попасть в ад, чтобы выдумывать пытки чертям. Но однажды, совершая добрый поступок, он осознает, что встает на путь искупления, которого не заслуживает. И уже тем, что он это все отчетливо понимает, он заслуживает спасения с острова, но сам делает свой выбор и не ждет, что его остановят.
Для тех, кто проводит этот эксперимент, люди, отправленные на поселение, уже мертвы. Они осуждены без права помилования, а потому сожаления о том, что происходит с колонистами, никто не испытывает. Остров находится так далеко от мира, что выглядит замерзшей планетой на краю галактики, выхода откуда нет – только в могилу. Однако же к высадившимся на Остров, словно ангел в белых одеждах, спускается куратор эксперимента Terra Nova (Ингеборга Дапкунайте), и сообщает им, что осужденных не бросают на произвол, им дают инструменты, питание на три месяца – все, что необходимо для жизни. И дают право покинуть эксперимент в любой момент, для этого только необходимо добраться по бушующему морю к кнопке, размещенной на буе.
Обледеневший остров, на котором водятся только лемминги, чайки, крачки и можно наловить рыбы, где полгода не заходит солнце и определить, когда наступает календарный день или ночь невозможно. Это не рай, но и не ад. Место, в котором вполне можно если не жить, то выжить. По крайней мере, отведенный устроителями эксперимента срок. Что-то вроде «третьего участка», места между раем и адом, где-то посередине. Если сделать все по-человечески – построить жилье, обустроить хозяйство и быт.
Даже по тем нескольким фильмам, которые я успела увидеть, можно сказать, что программа в этом году очень сильная. Итак, из посмотренного.
Самое, пожалуй, сильное впечатление – «Новая земля» Александра Мельника. В главной роли – Константин Лавроненко.
О сюжете: Они – особый контингент колонии строгого режима. Убийцы, «особо тяжкие», головорезы, обреченные на пожизненное заключение. Но у них неожиданно появляется шанс начать жизнь сначала: по некой экспериментальной программе им предлагается альтернатива - жизнь колонистов на забытом Богом северном острове, где только камни, мох и холодное море. В их распоряжении есть инструменты, одежда и некоторый запас провианта. Отказавшихся нет.
Оказавшись «на воле» и сразу же перебив «излишек», «колонисты» быстро устанавливают свои порядки – по единственно знакомой им модели общества - тюремной колонии. Есть каста паханов, которые имеют доступ к провианту, резиновым «женам» и прочим мелким радостям, а есть «вторая категория», для которой - прогулки около барака и все тот же «строгий режим». Однако к созиданию это общество явно неспособно. Поэтому очень скоро вопрос о еде встает ребром. И они находят единственный для себя выход… Да-да, тот самый.
Удержусь от подробного рассказа, хотя это очень трудно. Понятно, что главный герой – не такой, как все. И как он вообще там оказался и кто он такой – отдельная история. Понятно, что будет Великий Бой… Но больше лучше ничего не рассказывать - картину действительно стоит посмотреть!!!
Впечатления: Это Кино! Захватывающий сюжет. Психологическая точность сценария. Превосходная актерская игра – даже эпизодические роли-характеры, казалось бы, таких похожих головорезов-колонистов точно прописаны и отыграны, ни одной «фальшивой ноты», все – личности, любой мало-мальский мимический жест обоснован. Завораживающая картинка, суровая красота северной земли – в полном соответствии с общим настроением фильма. Умеренная натуралистичность в съемках – все «жесткие» сцены сняты очень точно, но без смакования размазанных мозгов. Важно: фильм не оставляет ощущения безысходности, это не «чернуха». Возможно, я бы поспорила с финалом... Но это - субъективно. В общем, 10 баллов из 10. Думаю, это серьезный претендент на главный приз.
Дарья Серебряная
Отрывок из статьи "Между Германом и Германикой".
Главный режиссерский тренд сегодня — русская тема. Желание сыграть на струнах народной души видно в трех самых амбициозных картинах конкурса: в фильме открытия «Живи и помни» Александра Прошкина (приз за режиссуру), «Юрьеве дне» Кирилла Серебренникова (приз за лучшую женскую роль Ксении Раппопорт) и «Новой земле» АлександраМельника (приз за операторскую работу).
«Живи и помни», выходящий в прокат как раз на этой неделе, — это костюмная драма по мотивам одноименной повести Валентина Распутина. Дело происходит в сибирской деревне (снимали все, впрочем, на Волге), среди лесов, полей, рек и основательных изб с резными наличниками; герои говорят на окающем местном диалекте (в титрах значится консультант по речи), в общем, все более чем этнографично — и выйдет в прокат то ли 20, то ли 30 копиями, что довольно жирно для камерного кино.
«Юрьев день» — абсолютно фестивальное кино с очевидно просчитанной конъюнктурой. Сценарий, написанный Юрием Арабовым, довольно точно повторяет фабулу «Сайлент Хилла» — скорее всего, невольно. Оперная дива с сыном приезжает из столицы в провинцию, чтобы попрощаться с прошлым. Ребенок исчезает, зато повсюду появляются его двойники. Местные жители неприветливы, похожи друг на друга и несколько зомбированы. В конце концов москвичка растворяется в русском ландшафте. Хтонический ужас приправлен звоном колоколов и настойчивыми призывами к покаянию, опрощению и воцерковлению, адресованными всем москвичам преуспевающим столичным режиссером Серебренниковым. Сочетание несколько трэшового хоррора и назойливой духовности произвело на зрителей неизгладимое впечатление. В кулуарах о «Юрьеве дне» спорили до хрипоты — как в прошлом году о «Грузе 200»: переходя на личности и ссорясь навсегда.
Рядом с этим пиром духа удивительно цельной, честной и — редкость! — самоироничной выглядит «Новая земля» Александра Мельника, человека, воцерковленного профессионально (Мельник работает в компании «Андреевский флаг», которая возит по России мощи святых и продюсирует телетрансляцию схождения Благодатного огня). Этот веселый, лучащийся счастьем оптимист снял кровавую антиутопию, в которой нашлось место всему: и пространным монологам о длине человеческих кишок, и каннибализму, и строгой критике западного «дисциплинарного общества», и ненавязчивому продакт-плейсменту РПЦ. Возможно, спорное, но честное, цельное и осмысленное кино, к тому же действительно профессионально снятое. Не главное, но важное открытие «Кинотавра».
С первых минут фильм захватывает дыхание. Зал вдохнул и выдохнул только через 2 с лишним часа. История про зеков-убийц, которых оставляют одних на острове, прекрасно демонстрирует биологические законы жизни и эволюции – «выживает сильнейший». Даже не верится, что то ДЕБЮТ! Сделано очень профессионально и умно. Остается надеяться, что имена Марата Башарова и Константина Лавроненко привлекут зрителей в кинотеатры на этот непростой фильм.
Sochi Fest
Terra Nova
Novaya Zemlya (Russia)
By LESLIE FELPERIN
Read other reviews about this film
A Producers' Center Andreevsky Flag production. (International sales: Producers' Center Andreevsky Flag, Moscow.) Produced by Anton Melnik. Directed by Alexander Melnik. Screenplay, Arif Aliev.
With: Konstantin Lavronenko, Marat Basharov, Ingeborga Dapkunaite, Sergei Zhigunov, Andrei Feskov, Evgeny Titov, Pavel Sborschikov, Sergei Koltakov, Viktor Zhalsanov, Vladimir Abashin, Zaza Chichinadze, Samoylenko Aleksandr.
(Russian, English dialogue)
Unrelentingly macho, violent and a bit of a hoot, sci-fi actioner "Terra Nova" looks set to be the next Russian B.O. smash when it bows in late August. Made on a big (for Russia) budget alleged to be upwards of $12 million, pic tells the tale of a motley crew of prisoners shipped to a far northern island and left to fight it out over supplies and survival. Think "Battle Royale" meets "Escape From New York" in the Gulag. Such mainstream Russian fare rarely travels well, although fests and adventurous distribs might set sail for "Terra's" shores.
It's 2013, and at a Russian prison, newly arrived convict Ivan Zhilin (Konstantin Lavronenko, from Andrei Zvyagintsev's "The Return" and "The Banishment") is offered a choice: Spend the rest of his natural life in prison or agree to deportation to Terra Nova, a remote Arctic region where he'll be left to fend for himself with some 200 other prisoners and plentiful supplies.
Zhilin, convicted of killing 22 people for reasons never made clear, agrees. He and his fellow prisoners are loaded onto a transport boat where the claustrophobic quarters generate numerous character introductions and violence. Zhilin bunks with comical psychopath Nikolai (Andrei Feskov), who later will become his staunchest ally.
Fatalities start to mount as soon as the men are dumped ashore, and factions form immediately. (Pic plays disgracefully on nationalist Russian sentiment when the Chechen group is bloodily ousted.) The dry stores are soon eaten up by lemmings, making food scarce. Before long, man-mountain Monkey (Pavel Sborschikov) and his evil cohorts build a jail of their own and begin systematically eating the reimprisoned prisoners.
Zhilin strikes out alone, surviving on birds and fish; he's eventually joined by Nikolai. When they discover a means of escape, they realize they'll need to go back to the camp for help -- and risk becoming the next day's dinner.
Violence escalates dramatically in the final reels, while the introduction of a boatload of prisoners from North America, wearing Guantanamo-Bay-style orange jumpsuits, adds some contempo resonance. Altogether, the pic builds a bleak, "Lord of the Flies"-style portrait of humanity, offering scant comfort to champions of penal reform.
"Terra Nova" marks an impressive helming debut for Alexander Melnik, a former journalist, documaker and producer (he's one of the founders of Andreevsky Flag production house, which made "Mongol"). Pic's complex script, by Arif Aliev ("Mongol," "Prisoner of the Mountains"), could have yielded a mess in the hands of another tyro, but Melnik juggles all the plotlines adeptly and ensures characters are always identifiable -- no mean feat, given they're mostly wearing variations on the same uniform throughout. Even the geographical layout of the compound and the island itself is clarified by thoughtful editing and camerawork, although the running time could be a little brisker.
Camera (color, widescreen), Ilya Dyomin; editor, Oleg Rayevsky; music, Gleb Matveichuk, Andrei Komissarov; production designers, Sergei Gudilin, Vladimir Donskov; costume designer, Giuliumzhan Beishenova; sound (Dolby Digital), Dmitri Nazarov; special effects, Dmitri Tarasenko. Reviewed at Sochi Open Russian Film Festival (competing), June 11, 2008. Running time: 135 MIN.
В субботу состоялся предпремьерный показ х/ф «Новая земля» А.Мельника, на которой присутствовал он сам, один из исполнителей главной роли А.Феськов, создатели картины.
Не очень хочется заниматься пересказом сюжета. Все-таки я надеюсь, что вы и сами посмотрите фильм, когда он выйдет в прокат. Картина о заключенных, существующих в худших условиях (если это вообще можно назвать условиями), борющихся за свою жизнь любыми способами.
«Новая земля» - жестокий фильм, при просмотре которого мало задумываешься о качестве съемок, о качестве спецэффектов и каких-то особенностей. Потому что перед тобой жизнь в худших ее проявлениях. Конечно, опытные кинокритики найдут к чему зацепиться, но простой зритель с открытым ртом будет смотреть в экран, охреневая от увиденного.
Эпизоды настолько сильные и моментами так давят на психику, что возникает вопрос: «А надо ли вообще такое показывать? Зачем людям эта жестокость?». Сам же отвечаешь на свой вопрос. Стоит. Еще как стоит, ведь в большинстве своем само общество виновато в этой жестокости.
Возникает какая-то апатия. Путаются мысли, противоречивые. Посмотрите обязательно. Оно того стоит.
...
Фильм получился весьма тяжелым, драматичным, правда, с проблесками светлого, надежды на лучшее, и даже юмора. Сюжет ленты в очередной раз напоминает нам, что помимо нашей, относительно безоблачной жизни, есть и совсем иная, куда более трагичная. Что каждый из нас может выбрать свою дорогу сам: остаться человеком, либо же скатиться до уровня примата. Жить собой или другими.
...
Что могу сказать о фильме...
На самом деле не вижу смысла даже частично пересказывать сюжет (все можно прочесть в разнообразных анонсах) и говорить о спецэффектах и прочей технической фигне.. Скажу только - да, оно есть и оно на уровне, особенно для нашего кино. Местами заметны некоторые пергибы, но все это практически перестаешь замечать уже с 10-й минуты действа...
А по существу - мне фильм понравился... Честно.. Хотя при просмотре меня посещали совершенно разные чувства, начиная от банального разочарования, заканчивая практически восторгом. Фильм... разный, я бы так сказал... Режиссер играет восприятием зрителя достаточно хорошо... Хорошо чтобы прочувствовать все то, о чем этот фильм рассказывает...
По началу вообще было странное чувство, что нам решили показать "одно из многих"... Знаете, такое кино, которое смотришь с интересом, а выйдя из кинозала забываешь о чем оно было... Нет.. не тот случай...
Пусть вас не вводит в заблуждение ни грубое, образца начала 90-х годов начало, ни кол-во и кач-во спецэффектов в батальных сценах... нет... Потому что это фильм о людях.. Пусть не о совсем обычных (ведь главные герои фильма - уголовники), но о людях. Фильм о том, как ведет себя человек в изменившихся обстоятельствах, как прогибается, как крепчает, куда поднимается и докуда падает... Добро и зло в одной конкретно взятой локации под названием "Новая земля".
Последнее.. Я не знаю, с каким чувством вы увидите финальные титры... Как вы воспримите данный фильм. Хорошо ли, плохо ли...
Не знаю... Но могу сказать одно.. Это надо посмотреть обязательно... Пусть даже и не в кинотеатре - не суть!
Потому что фильм заставляет задуматься.. Хотя бы просто о себе...
22:34 18/08/2008
МОСКВА, 18 авг - РИА Новости, Мария Ганиянц, Ольга Липич. Экспериментальное заседание Общественного совета по нравственности на телевидении вызвало жаркие споры вокруг картины "Новая Земля" режиссера-дебютанта Александра Мельника, сообщает корреспондент РИА Новости.
"Искусство должно врачевать, а не угнетать. А к этой картине многие люди не готовы и воспримут ее как сигнал к действию", - категорично заявил один из участников экспериментального заседания актер Владимир Конкин.
Ему возразил телеведущий Михаил Леонтьев, который сказал: "Этот фильм, который, как любая притча, доведен до крайности, выбран на редкость удачно, чтобы апробировать Общественный совет в действии. С одной стороны в нем показано, как человека можно довести до последней степени скотства, с другой - это эстетически очень красивая лента".
В заседании приняли участие депутат Госдумы и певец Иосиф Кобзон, режиссер Павел Лунгин, актеры Владимир Конкин, Борис Михайлов и Николай Бурляев, телеведущий Михаил Леонтьев и другие деятели культуры и СМИ.
Действие антиутопии "Новая Земля", которая стала режиссерским дебютом документалиста и журналиста Александра Мельника, происходит в 2013 году на одном из необитаемых островов Севера в экспериментальном поселении заключенных всего мира. Основным законом первых поселенцев становятся правила, выраженные в названии "игры" на выживание, в которую они вынуждены играть "Последний - мертвый". Главный герой антиутопии Жилин (Константин Лавроненко) стремится по мере сил противостоять нечеловеческой жестокости и каннибализму. Картина полна откровенных, порой шокирующих сцен насилия и убийств.
Фильм, по мнению ряда участников заседания, имеет актуальный политический подтекст. В частности, автор картины Мельник отметил, что "гуманисты цивилизованного мира" сегодня ставят эксперименты над людьми. Доказательством своих слов он считает события, происходящие в последние дни на Кавказе.
Кобзон сказал, что несмотря на очевидно жестокие сцены в фильме, он уверен, что эта лента может рассчитывать на государственную поддержку.
"Знаете, почему до сих пор не принят закон об ограничении эротики? Потому что в искусстве очень сложно понять, где граница жестокости, пошлости, порнографии", - отметил он, добавив, что считает необходимым организацию Совета по нравственности, который "поможет и режиссерам, и исполнителям и зрителям".
Его поддержал актер и режиссер Николай Бурляев: "Общественный совет по нравственности должен быть обязательно, и он должен действовать. Входить в него должны все слои населения". Бурляев предложил взять на вооружение западный опыт и помечать "звездочками" теле-кинопродукцию. "От количества звездочек зависит, покажут кино ночью на центральном канале или его можно будет крутить только по кабельному телевидению", - добавил он.
Режиссер Павел Лунгин высказался более осторожно, отметив, что "бесперспективно измерять какое количество крови можно показать на экране, а какое уже нельзя".
Пока Общественный совет по нравственности существует лишь на уровне законодательной инициативы спикера Совета Федерации Сергея Миронова.
Ольга Курова: Новая земля: между адом и раем
Ольга Курова2013 год. Какая на дворе власть – понять трудно. Россия представлена начальником тюрьмы, чей кабинет и внешний облик выдержаны в эстетике ГУЛАГа 30-40-х годов: на массивном столе, покрытом зеленым сукном – бронзовый бюстик Дзержинского, строгий китель с воротником-стойкой, круглые очки, как у самого Лаврентия Палыча. В то же время, на высшем уровне судьбами заключенных распоряжается некая международная правозащитная организация, представленная столь же гротескными «общечеловеками», которые говорят либертарианскими штампами.
Таков мир антиутопии, в котором разворачивается действие «интеллектуального блокбастера» Александра Мельника «Новая Земля». Начальник тюрьмы вызывает к себе заключенных, отбывающих пожизненный срок за убийства шести и более человек, чтобы сообщить им радостную новость: международная организация дает им шанс начать новую жизнь, стать свободными поселенцами, колонистами на острове, не имеющем собственного постоянного населения. Уголовники, люди бывалые, с самого начала чувствуют в этом предложении подвох. Они уверены, что их тайно отвезут куда-то на смерть потому, что смертная казнь во всем мире отменена и тюрьмы переполнены. Когда заключенных сажают в трюм корабля, чтобы доставить на остров, им кажется, что это ловушка – корабль дырявый, лагерное начальство решило затопить их вместе с судном в океане. Но никто не ждет, что самой страшной и смертельной ловушкой для заключенных окажутся они сами…
В ожидании выхода в прокат это фильм сравнивали с предельно жесткой «Королевской битвой» и философским «Повелителем мух». На мой взгляд, максимум общего можно найти у этого фильма с «Гладиатором» Ридли Скотта, который получил в свое время пять «Оскаров» в разных номинациях и принес славу актеру Расселу Кроу. И там, и там, главный герой – это сильная личность, способная оставаться человеком там, где обстоятельства позволяют либо умереть, либо сделаться кровожадным чудовищем. Оба – и заключенный Жилин, главный герой «Новой Земли», и римский военачальник Максимус – в трагических обстоятельствах потеряли жену и детей, и память о любимых людях – это то, что дает им волю к жизни, невинно убитые женщины и дети выступают для них в роли «ангелов-хранителей». Оба – и Жилин, и Максимус – становятся лидерами и могут повести толпу за собой. Бесправный и беззащитный раб-гладиатор из-за своей внутренней силы и правоты представляет угрозу для всемогущего римского императора Коммода, такой же бесправный и беззащитный пожизненно заключенный Жилин страшен для целой системы «гулаговцев» и «общечеловеков-глобалистов». В то же время радует, что при объеме бюджета в 12 млн. долларов в фильме нет претензий на «голливудскость» в худшем смысле этого слова. Он выполнен зрелищно, но очень по-русски.
Возникает резонный вопрос: почему же такой хороший и правильный главный герой отбывает наказание за убийство шести человек? Ответ на этот вопрос звучит в фильме отдельными намеками, также намеками показано, что Жилин – не просто человек, старающийся в любой ситуации поступать по совести, но православный христианин. Из-за этого фильм уже назвали «бренд-позиционированием РПЦ». Следует ожидать, что после выхода фильма в прокат разгорятся бурные дискуссии: а можно ли проповедовать христианство, говорить о рае и аде, демонстрируя при этом на экране жестокие убийства сотен людей, каннибализм, горы трупов и реки крови?
Если вы уже знакомы со всеми подробностями и развязкой сюжета, который уже бесчисленное количество раз был пересказан в Сети, это не должно испортить вам впечатление от просмотра. Это не детектив и не просто остросюжетный фильм, заставляющий напряженно следить за поворотами событий. В общем-то, с самого начала понятно, что ожидает героев в «свободном поселении» на арктическом острове и чем все должно закончиться. Здесь интересно не что произойдет, а как именно.
Есть такой известный психологический тест: на рисунке изображены люди, занимающие разные места в аудитории и выполняющие разные действия. Один говорит, другие слушают, третий рисует, четвертый отворачивается, потому что ему не интересно и т.д. Нужно выбрать, кого из людей на рисунке ты отождествляешь с собой. Фильм «Новая Земля» тоже своего рода тест, помогающий найти ответ на вопрос «кто я и каково мое место в мире». Во время его просмотра постоянно задаешься вопросом: а где бы я был на «Новой Земле»? Я бы убивал и ел слабых, или, скорее, съели бы меня? Я бы впал в отчаяние или все-таки пытался бороться за жизнь? Или был ли там вообще смысл за нее бороться?
Сразу нужно отметить: как вы, наверное, уже догадались, ознакомившись с сюжетом, фильм очень жесткий и местами шокирующий, не для чувствительных натур или семейного просмотра с попкорном. Как отметил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на экспериментальном заседании Общественного совета по нравственности на ТВ, «большому количеству людей он будет не полезен, опасен и вреден». Кому же стоит его смотреть, помимо обычных завсегдатаев киносеансов «не для всех»? Ценителям глубокого психологизма. Тем, кому близка тема уже упомянутого «Гладиатора», но раздражает его историческая недостоверность – у вас есть шанс обрести новый любимый фильм, где любые «ляпы», если они найдутся, можно будет оправдать жанром социальной фантастики. Тем, кому интересны философские рассуждения о смысле жизни и загробной участи, но раздражает, когда им сопутствует морализаторство. Если это ваш случай, добро пожаловать в кинозал. Вынесенный в слоган выбор – «между адом и раем» - за вами, и он не иллюзорен.
НОВАЯ ЗЕМЛЯ
В прекрасном недалеком будущем, когда лагеря ведущих демократических стран переполнились убийцами, насильниками и сторонниками всяческой розни, Мировое Правительство (Ингеборга Дапкунайте) предлагает международную программу по разгрузке камер — иезуитский план «Терра нова».
Добровольцев из числа пожизненных привозят под конвоем на необитаемый остров в Северном море и оставляют на произвол ветров и леммингов. Те, кому на природе не понравится, «будет отправлен обратно тюрьма». Среди мрачных типов, выбравших море и воздух, в душном трюме российского зэкогруза трясутся кореши-сокамерники Иван Жилин (Константин Лавроненко) и Сипа (Алексей Феськов). Первый когда-то завалил из автомата 20 недобросовестных авиадиспетчеров, второй слишком увлекался измерением длины человеческих кишок.
После высадки колонисты оперативно проводят этническую чистку и устанавливают на острове русский порядочек: строят из подручных материалов бараки, плац, колючку, вышки и загоняют тех, кто послабее, в стойла. Три раза в день, перед завтраком, обедом и ужином «скот» заставляют играть в «последний мертвый» — кто последним добежит до барака, будет отправлен в суп (нашествие прожорливых леммингов привело к дефициту еды). Все это время наши герои проводят отшельниками, вдалеке от супа, питаясь кайрами и вовремя припрятанной крупой. Но с наступлением холодов замерзшие товарищи приходят в лагерь. Дальше будет восстание, часовенка с иконами в человеческий рост, воцерковление зэка и натовские пулеметы.
Эту цельную и прекрасную антиутопию снял никому пока не известный румяный человек Александр Мельник, президент группы компаний «Андреевский флаг», которая продюсирует крестные ходы, туры святых мощей по стране и телетрансляцию схождения Благодатного огня. «Новая земля» — его дебют в режиссуре собственно фильмов, но кино выглядит как абсолютно зрелая во всех отношениях работа. Жесткий и энергичный сценарий Арифа Алиева (на бумаге это вообще был какой-то «Ад каннибалов»), прекрасная операторская работа (показательная деталь — все батальные сцены не нарезаны в лапшу на монтаже из того, что было, а сняты так, что действительно понятно, что происходит: «Героев можно отличить, несмотря на то что все одеты одинаково!» — восторгался корреспондент Variety), внятность режиссерского высказывания «Суки гуманные!», полное отсутствие претенциозности и желания вписаться в какую бы то ни было конъюнктуру — все это выгодно отличает фильм от основного потока российских блокбастеров.
Да, «Новая земля» — это тоже блокбастер. Съемки северного ада велись в трех местах — собственно на Севере, в Крыму и в павильоне на Мальте, но вы никогда не отличите бутафорский ледник от настоящего. Компьютерная графика, правда, немного подкачала, но изобретательность художника по титрам вызовет у внимательного зрителя визг восторга — пожалуйста, досмотрите их до конца! Ну а особенно трогает, что среди каннибализма, поножовщины, CGI, политики и энергичного освоения примерно 12-миллионного бюджета остается место для задушевного, медленного, исконно нашего кино. Константин Лавроненко, героически выдерживающий паузу на холодном северном ветру, — разве это не аллегория всего русского артхауса?
Василий Корецкий
20 августа 2008
Андрей Ъ-Плахов / культполитика
Фильм "Новая земля" режиссера Александра Мельника, выходящий в ближайшие дни в широкий прокат, уже стал громким событием после премьеры на "Кинотавре". Интерес к картине был подогрет только что состоявшимся экспериментальным заседанием Общественного совета по нравственности в кино и на телевидении: объектом обсуждения стала как раз "Новая земля".
Среди участников заседания общественного совета были Иосиф Кобзон, Павел Лунгин, Владимир Конкин, Николай Бурляев, Михаил Леонтьев, Владимир Мамонтов. Вел заседание советник председателя Совета федерации Александр Щипков. Главной темой обсуждения стал выходящий в прокат 28 августа фильм режиссера Александра Мельника "Новая земля".
Если говорить по существу обсуждаемого фильма, это действительно довольно жесткое кино "не для всех". Мрачная антиутопия, действие которой разыгрывается в 2013 году. Сначала в тюрьме, где сидят преступники, получившие пожизненный срок, потом — на северном острове, куда их свозят по решению международных организаций, чтобы предоставить им шанс начать новую жизнь. Нетрудно предположить, к чему приведет подобный эксперимент, аналоги которому известны в истории: вывоз турецкими властями бездомных собак на необитаемый остров и вывоз НКВД заключенных в аналогичные условия.
Ситуацию усугубляет то, что исключительно мужской контингент состоит из закоренелых бандюганов и маньяков: один, например, биолог по профессии, специализируется на том, чтобы измерять длину кишок своих жертв и сопоставлять эти данные с научными (отличная работа Андрея Феськова). В эту теплую компанию попадает некто Иван Жилин (Константин Лавроненко), преступник поневоле, мститель за свою погубленную семью, персонаж, отчасти списанный с Виталия Калоева. Он не просто пытается выжить там, где ломают черепа и заправляются человечиной, но спит в обнимку с Библией и стремится исправить свою главную ошибку: ведь осуществленная месть только приумножила зло в мире. На фоне величественной северной природы яростные и кровавые схватки одичавших мужчин превращаются с помощью указующего перста режиссера в цитаты из полотен Босха.
Против картины Александра Мельника выступили представители Российской православной церкви. "Идея фильма мне понравилась, а вот шоковая терапия не для всех,— прокомментировал "Ъ" эту точку зрения протоиерей Всеволод Чаплин.— Количество крови и насилия в кадре заставляет подумать о том, что показывать этот фильм стоит только тем, кто все это видеть готов. Такие фильмы, как "Страсти Христовы", "9-я рота", например, тоже имеют сцены насилия и жестокости, но они основаны на реальных исторических событиях. А когда режиссер конструирует новые реалии, то ответственность повышенная. Поэтому, на мой взгляд, показывать такой фильм по общедоступным каналам можно только ночью, предупредив, что там присутствуют сцены насилия. А просмотр в молодежных клубах и на видеокассетах можно производить, но с оговорками".
Такую реакцию легко объяснить. Создатели "Новой земли" посягнули на грань, отделяющую жанровое кино, боевики и блокбастеры от кино интеллектуального и философского. В Голливуде эта грань давно преодолена, но у нас почитается священной. Однако внимание общественного совета привлекли, разумеется, не жанровые тонкости, а степень полезности или вредности фильма для морали и нравственности. Это путь, типичный для такого рода инициатив, которые нередко случались и в истории западной, особенно американской, экранной культуры. Но удивительно то, что фильм — режиссерский дебют патентовано "православного" режиссера. Александра Мельник — журналист, документалист, кинопродюсер, президент фонда Андрея Первозванного. Он возглавляет также фонд "Андреевский флаг", среди мероприятий которого крестный ход "Под звездой Богородицы", проходивший с мая 2007 по июнь 2008 годов.
Совет пока что повел себя максимально корректно. В то же время он столкнулся с неизбежным противоречием. Какой смысл оберегать телевидение от чрезмерно жестоких фильмов, когда наши главные телеканалы в лошадиных дозах показывают насилие как в документальных репортажах, так и в коммерческих псевдодокументальных передачах? Ученые-культурологи давно доказали, что демон насилия возбуждается именно "текучкой" ТВ, а не кинопоказом. Правда, у телевидения есть сильный конкурент в виде еще более современного медиа — интернета. Но борцы за нравственность его пока не трогают, ибо все консерваторы, включая американского кандидата в президенты Маккейна, в новых средствах коммуникации не сильны.
Что касается кино, разумеется, его распространение можно ограничить рейтингом, как в США, или "звездочками", как предлагает Николай Бурляев, ссылаясь на опыт Великобритании. Стоит, правда заметить, что именно в Великобритании в школах изучают фильм Элема Климова "Иди и смотри" — один из самых жестоких в истории кино — именно как иллюстрацию к теме "кино и насилие" и в качестве прививки антифашизма.
Среди участников заседания совета наиболее близок к сути проблемы оказался режиссер Павел Лунгин, автор весьма положительно принятого РПЦ фильма "Остров". По его словам, "судить художественные произведения не должны ни врачи, ни слесаря", ни — добавим от себя — религиозные деятели. Разумеется, каждый имеет право на свое мнение, но не на навязывание его обществу в ситуации отсутствия безусловных моральных авторитетов.
16:17 21/08/2008
МОСКВА, 21 авг - РИА Новости, Ольга Липич. Антиутопия "Новая земля" Александра Мельника, вызвавшая жаркие споры еще до выхода на широкий экран обилием жестоких сцен, выводит из равнодушия и заставляет задуматься о настоящем и будущем, заявили РИА Новости посмотревшие картину священнослужители.
Показ фильма на "Кинотавре" в этом году и предпремьерные показы в Москве вызвали полемику в обществе и СМИ, в том числе с участием представителей Церкви, о границах представления жестокости в кадре и уместности неограниченной демонстрации картины на кино- и телеэкранах. На этой неделе "Новая земля" даже стала темой экспериментального заседания Общественного совета по нравственности на ТВ. Мнения о видеоряде диаметрально разошлись, но христианскую идею оценили.
"Главное достоинство фильма в том, что он предоставляет много информации для размышления и не оставляет равнодушным, побуждает задуматься о самых главных и актуальных вопросах, о цивилизационном строительстве - каким путем оно совершается и к чему это может привести", - сказал в интервью РИА Новости первый проректор Российского православного университета Иоанна Богослова, сотрудник Отдела образования и катехизации Русской православной церкви игумен Петр Пиголь.
По его словам, "Новая земля" "дает трезвый взгляд, помогает снять "розовые очки", отойти от "розового христианства" и исполнять волю Божию с мужеством и решимостью".
"Наше время особенно характерно тем, что в людях нарастает равнодушие (по причине мелких грехов, в которые мы вовлекаемся), наступает духовная непрошибаемость. Помочь человеку выйти из этого состояния могут или примеры жизни святых, или обстоятельства жизни, данные промыслом Божиим и встряхивающие человека, или какие-то впечатления. Фильм выводит человека из этого "благостного состояния", - отметил игумен Петр.
И сюжет, и видеоряд, и трюки, добавил он, оправданы, поскольку работают на идею фильма.
"А идея - показать, что если не препятствовать духовному омерщвлению и деградации, которая происходит по причине пропаганды порока и разврата, то люди приходят в крайнее состояние. И тогда, чтобы они не ели друг друга, надо создавать ограду, концлагерь - то, что делают сегодня те, кто создает новый мировой порядок. Они и создают этот новый концлагерь, эту Новую землю", - сказал представитель РПЦ.
Он подчеркнул, что это "не те Новая земля и Новое небо, которые обещаны Господом", а "Новая земля именно глобалистов, которые думают, что, пропагандируя порок, могут как-то удержать людей, создать безопасность".
"В фильме как раз и показано, что может произойти. Это концлагерь. И это путь к уничтожению человечности", - убежден отец Петр.
Выход, по его словам, в том, чтобы остановиться, заглянуть внутрь себя и обратиться к Богу. "Это видно на примере и главного героя картины, и тех, кто его поддерживает, кто построил там часовню, кто в финале устремляется ввысь", - отметил собеседник агентства.
Вместе с тем, по его мнению, "светлые моменты" показаны "не совсем четко и ясно".
Что же касается обилия сцен насилия и жестокости, то игумен признал фильм тяжелым и сложным для понимания детьми и людьми незрелыми. "Но вообще-то по телевидению у нас показывают сцены и похлеще", - добавил игумен Петр.
Своим студентам, как людям мыслящим, он советует посмотреть эту картину.
Высоко оценил "Новую землю" и представитель Американской православной церкви в Москве архимандрит Закхей.
Жестокость, отметил он, - "один из аспектов нашей жизни, и скрывать это не надо, надо просто делать и показывать все разумно".
"Когда мы читаем Евангелие, мы духовно понимаем написанное. Но когда мы видим фильм "Страсти Христовы", это помогает понять. Я был недавно на Соловках и думал о том, через какие страшные испытание прошли люди. Когда смотришь фильм Мельника - понимаешь, как это было", - отметил представитель Православной церкви в Америке.
По его словам, прихожане, с которыми он ездил в паломничество на Соловки, спрашивали его, как это могло произойти, как могла существовать система ГУЛАГа. Архимандрит Закхей признал, что тогда не знал, что ответить, теперь же в ответ на такие вопросы будет предлагать посмотреть "Новую землю".
Он также считает, что обилие жестокости в фильме поможет зрителям осознать, насколько ужасны боевики с реками крови и привыкание к ним, осознать, что всему есть предел.
Однако показывать "Новую землю" в кинотеатрах и на телевидении, по мнению отца Закхея, надо с предупреждениями, что фильм не рекомендуется смотреть детям и людям со слабой нервной системой.
Известный православный миссионер, много работающий с молодежью, дьякон Андрей Кураев "никого звать в кинотеатры" не собирается. По его словам, "Новая земля" - фильм для людей, которые сами ставят вопрос: "кто мы и зачем?"
"Я полагаю, что это христианская антиутопия, представляющая мир без Евангелия - мир очень рациональный, безбожный, а в итоге и бесчеловечный. Надеюсь, что в этом фильме есть такие сюжетные ходы и символы, которые могут быть понятны с православной точки зрения. Только в этом случае фильм имеет право на существование", - заявил Кураев.
Премьерный показ в кино и на ТВ, по его мнению, было бы уместно сопроводить "предваряющей и последующей дискуссией, в том числе с участием православных верующих, с учетом того, что фильм создавался православными".
"Возрастные и временные ограничения вполне уместны. Фильм действительно жесткий и недетский", - заключил Кураев.
Ранее о "Новой земле" высказался зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он высоко оценил идею картины - "показать вечность нравственных норм и присутствие Бога в жизни человека через шок", но отметил, что "шок нужен не всем". Поэтому Чаплин считает, что фильм можно показывать только с ограничениями, исключающими его просмотр детьми и всеми, кому опасны и вредны шокирующие сцены.
Сам режиссер в беседе с РИА Новости отметил, что ему "очень важно мнение представителей Русской православной церкви". И он очень надеется на то, что фильм будет "принят и понят".
"Я делал этот фильм как православный человек, старался выразить в нем боль по поводу настроений в обществе", - сказал Мельник.
По его словам, падение человека скоротечно и становится предметом очень многих исследований и фильмов. Самое трудное - передать "жизненное восхождение человека к своему кресту, к воскрешению человеческих начал". К этому и стремились создатели "Новой земли".
"Наш фильм об этом: способны ли мы как люди нравственно сформировать свое отношение к тому, что происходит", - добавил режиссер.
"Мы сделали фильм, который может быть страшен, но не будет скучен", - уверен Мельник.
Он рассказал также, что один из актеров, игравший роль чеченского старейшины, в ходе съемок принял крещение. Режиссер стал его крестным отцом. "Очень важно, что люди и во время съемок начинали думать... Думать по-другому", - заключил режиссер.
Действие "Новой Земли" происходит в 2013 году. Международные организации принимают решение о создании экспериментальных поселений для заключенных в местах, изолированных от населенных пунктов. Россия предоставляет необитаемый остров на Севере, куда вывозится первая партия узников и где им предоставляется возможность начать новую жизнь. Основным законом этой новой жизни для поселенцев становятся правила, выраженные в названии "игры" на выживание, в которую они вынуждены играть: "Последний - мертвый".
Главный герой антиутопии Жилин (его сыграл Константин Лавроненко) стремится противостоять этим "звериным устоям", а также международным "гуманистам ", безжалостно экспериментирующим над людьми.
"Новая земля" - режиссерский дебют Александра Мельника, в прошлом журналистам, документалиста, кинопродюсера, президента Фонда Андрея Первозванного. В настоящее время Мельник возглавляет фонд "Андреевский флаг", инициирующий и организующий духовно-нравственные акции, последней из которых стал крестный ход "Под звездой Богородицы", проходивший с мая 2007 по июнь 2008 годов.
Автор сценария "Новой земли" - Ариф Алиев ("Монгол", "Кавказский пленник").
Фильм выходит на экраны кинотеатров 28 августа.
Кажется, последними в городе посмотрели с критиком Кувшиновой «Новую землю» — она уже почти нигде не идет, пришлось ехать в какой-то жуткий гопо-хипстерский кинотеатр, где обычно Джони То показывают. Слушайте, ну, а ведь правда — ого-го.
Самое интересное — не знаю, писал ли про это кто-то, — фильм же полностью выдержан в координатах перестроечного кино, точнее — перестроечного интеллигентского дискурса. И ни шагу из этого круга. Даже уровень профессионализма — такой ностальгический, поздне-советский, такие фильмы делали, когда уже посыпалась цензура, но еще не разучились играть, писать, ставить свет и не разворовали камеры с кранами.
И весь набор идей и идеалов — оттуда же: авторская песня, православие (но под католического Баха), у Дапкунайте — Босх на стеночке опять же. И драматургия — как-раз таким конструкциям людей во ВГИКе учили до того, как Александр Наумович Митта всем задурил головы нарративными арками, и все как попки накупили себе американских самоучителей для сценаристов. Там даже простые действия героев (типа встать и полезть куда-нибудь) чаще обусловлены не психологией, а как бы общей метафизикой сюжета. И ведь работает, два часа работает — не оторваться. И то, что зэки не матерятся, наверно, тоже такая старомодная интеллигентская стыдливость (хотя, может, люди просто понимают силу обсценного слова — там один раз звучит-таки «нах*я» и, надо сказать, в правильный момент звучит). И по-настоящему глупо становится только в те моменты, когда фильм случайно замыкается на наше время (ну, Жигунов появляется, или прекрасный человек из «Папиных дочек» в роли чеченского убийцы). Но с этим, наверное, не сделаешь ничего.
Не знаю, какие есть объяснения, почему он провалился (там под 2 миллиона при бюджете в 10), кажется, просто у зрителя очередной пик ненависти к отечественному производителю. Тут как на рыбалке — одни с удочками сидят, а другие спьяну в ту же реку прыгают. Не понимаю, почему кинопроизводители до сих пор не регулируют индустрию изнутри. Вот начинает режиссер, скажем, Пореченков или там Шмелев снимать очередную картину, а к нему та же студия «Андреевский флаг» присылает артистов Феськова, Лавроненко и Сборщикова с лопатками: а ты не распугивай нам зрителя, мужик.
14 сентября · Роман Волобуев
http://www.afisha.ru/blogcomments/2714/page1/
Новая земля. В первую очередь, драма.
(Выкладываю рецензию, которую написала в день просмотра)
Не терпится написать о последних впечатлениях. Наконец сходила в кино на картину «Новая земля». Ни капли не пожалела — мало сказать. Фильм стал для меня открытием — ничего подобного я в своей жизни не видела. Особенно важно, что он — российский. Но это все предыстория.
Просто еще никогда в жизни фильм не оставлял у меня ТАКОГО впечатления. Сейчас вы поймете, что значит «такого». Хороших фильмов много. Поменьше тех, которые способны вызвать в моей душе отклик. «Прослезиться» — высшая степень моего сопереживания, а следовательно, актерской игры, атмосферности, в общем, качества картины. Но сейчас я даже не могу вспомнить ни единой ленты, в течение/после которой у меня бы по щекам катились крупные слезы. «Новая земля» вызвала в моей душе такую эмоцию, что я не могла сдержать рыданий.
Разные фильмы — разные слезы, не так ли? Где-то мы умиляемся человеческому счастью, где-то — скорбим о тяжелой судьбе или глубоко тронуты чьей-то мудростью. В моем случае сопереживание отличное от вышеперечисленных. Наверное, потому, что я не знаю иной картины, столь ярко и обличительно описывающей, насколько низко может пасть человек и каким пронзительным может быть милосердие. Алчность, бессмысленная жестокость (ибо даже серийные маньяки имеют свою цель), трусость, беспринципность, — можно подобрать множество эпитетов, изображающих этих людей (ведь все же людей!).
Повторюсь, фильм пробудил во мне такую эмоцию, что я, хоть и не отличаюсь сентиментальностью, во время сеанса рыдала, не сдерживаясь. И когда уже поехали титры, я, оцепеневшая, сидела и «отходила». Дрожали руки, долго капали с щек слезы. И ведь не передашь словами того спазма, охватившего сердце! Когда игра настолько живая и естественная, что становится страшно. Особенно ценю 2 сцены: Махов просит дать ему воды: «Ну что же вы, не люди совсем?…» И еще когда заходит в барак этот перебежчик, предатель. Чуть живой. Получает — просто так — банку тушенки и, сползая по стене, рыдает. Какой трагизм, какая игра, какая сцена.
И что еще хочу сказать: наверное, не смогу посмотреть картину второй, третий, четвертый раз, как с остальными любимыми. Потому что чувствую, нужно сохранить этот отпечаток в моей душе первозданным и нетронутым