Мотоциклы → Иерархия и власть в российской мото-субкультуре
Новиков О. Г. (Антрополог)
Субкультура байкеров изучена довольно слабо. Основные причины, по мнению автора, – нежелание ее участников распространять информацию даже внутри своей субкультуры и то, что она до сих пор находится в стадии формирования.
Зарождение данной субкультуры произошло в середине 1980-х годов. Тогда молодые мотоциклисты и рок-музыканты находились в общем нонконформистском субкультурном пространстве (сиречь «отмороженной тусовке») и определялись одним термином «рокер». Слова «байкер» тогда не знали ни участники субкультуры, ни их оппоненты. Затем структура субкультуры стала усложняться. В первой половине 1990-х граждане бывшего СССР стали выезжать за рубеж, появились импортные мотоциклы разных типов и кубатуры, до России стала доходить иностранная печатная продукция и люди получили доступ к информации о том, как развивается мотоциклетное движение в США и Европе. В обиход стало входить слово «байкер», которое на Западе не подходило для определения всякого человека, ездящего на мотоцикле. Участники российской мото-субкультуры также пытались развести понятия «байкер» и «мотоциклист».
Наиболее информированные выбрали отправной точкой байкерскую субкультуру США. Там этот феномен возник еще в 1930-е годы, а в 1948 году демобилизованные ветераны образовали в Калифорнии один из первых в мире мотоклубов «Ангелы ада». В прессе не раз появлялась информация, что клуб назван так в честь эскадрильи, сражавшейся во Второй Мировой войне, в которой служили некоторые из будущих членов клуба. Однако сами «Ангелы ада» опровергают это, заявляя, что существовало несколько одноименных эскадрилий, но клуб не назван в честь какой-либо из них. «Ангелы Ада» стали в своей среде эталоном, «почти справедливо» заявляя, что «их копируют многие, но не равен им никто».
Уходящий период истории субкультуры российских байкеров продолжается в течение последних трех-четырех лет. Подавляющее большинство ныне существующих мотоклубов, несмотря на их заявления, ведут свою реальную историю с конца 1990-х годов. К тому времени численность людей, принадлежащих, так или иначе, к мотоциклетной субкультуре, увеличилась – в банке данных журнала «Мото» в 2001 г. было зарегистрировано 104 мото-объединения из 38 регионов России. Расширился социальный состав. Тогда же, в конце 1990-х, участники субкультуры осознали, что главная проблема – выбор пути развития. То есть, будет ли субкультура организована по принципу иерархии или нет, и как будут осуществляться властные полномочия. Существующие точки зрения можно свести к двум полюсам:
– байкерская субкультура должна быть максимально демократичной. Чтобы принадлежать к ней, достаточно иметь ездящий мотоцикл любой кубатуры, неважно импортный или отечественный (хотя подспудно предпочтение отдается все же импортным чопперам), и разделять философию нонконформизма. Байкеры могут образовывать на добровольной основе мотоклубы, имеющие при желании их членов свою символику, или общаться друг с другом не образовывая никаких структур. Эта точка зрения преобладает в периферийных регионах;
– чтобы иметь право называть себя «байкером» человек обязан не только иметь мотоцикл определенного класса и кубатуры, но и быть принятым в мотоклуб, организованный по определенному образцу.
В соответствии с темой статьи наибольший интерес представляет вторая концепция. Самый жесткий ее вариант ранее претворялся в жизнь мотоклубом «Ночные волки». Этот мотоклуб был зарегистрирован самым первым в стране 31 мая 1989 года, помещение тогда находилось на территории парка имени Горького. При всей неоднозначности отношения участников мото-субкультуры к этому объединению нельзя не признать, что оно оказало на нее большое влияние.
Теперь об иерархической структуре мотоклубов. Интерес представляет не только она сама, но и ее происхождение. Появившись первоначально, скорее всего, у «Ангелов ада», она вместе с образцом символики перекочевала во все «ортодоксальные» мотоклубы мира, оставаясь неизменной до сих пор. Первое, что бросается в глаза, это ее идентичность структуре Ку-клукс-клана (ККК)*. Х
Субкультура байкеров изучена довольно слабо. Основные причины, по мнению автора, – нежелание ее участников распространять информацию даже внутри своей субкультуры и то, что она до сих пор находится в стадии формирования.
Зарождение данной субкультуры произошло в середине 1980-х годов. Тогда молодые мотоциклисты и рок-музыканты находились в общем нонконформистском субкультурном пространстве (сиречь «отмороженной тусовке») и определялись одним термином «рокер». Слова «байкер» тогда не знали ни участники субкультуры, ни их оппоненты. Затем структура субкультуры стала усложняться. В первой половине 1990-х граждане бывшего СССР стали выезжать за рубеж, появились импортные мотоциклы разных типов и кубатуры, до России стала доходить иностранная печатная продукция и люди получили доступ к информации о том, как развивается мотоциклетное движение в США и Европе. В обиход стало входить слово «байкер», которое на Западе не подходило для определения всякого человека, ездящего на мотоцикле. Участники российской мото-субкультуры также пытались развести понятия «байкер» и «мотоциклист».
Наиболее информированные выбрали отправной точкой байкерскую субкультуру США. Там этот феномен возник еще в 1930-е годы, а в 1948 году демобилизованные ветераны образовали в Калифорнии один из первых в мире мотоклубов «Ангелы ада». В прессе не раз появлялась информация, что клуб назван так в честь эскадрильи, сражавшейся во Второй Мировой войне, в которой служили некоторые из будущих членов клуба. Однако сами «Ангелы ада» опровергают это, заявляя, что существовало несколько одноименных эскадрилий, но клуб не назван в честь какой-либо из них. «Ангелы Ада» стали в своей среде эталоном, «почти справедливо» заявляя, что «их копируют многие, но не равен им никто».
Уходящий период истории субкультуры российских байкеров продолжается в течение последних трех-четырех лет. Подавляющее большинство ныне существующих мотоклубов, несмотря на их заявления, ведут свою реальную историю с конца 1990-х годов. К тому времени численность людей, принадлежащих, так или иначе, к мотоциклетной субкультуре, увеличилась – в банке данных журнала «Мото» в 2001 г. было зарегистрировано 104 мото-объединения из 38 регионов России. Расширился социальный состав. Тогда же, в конце 1990-х, участники субкультуры осознали, что главная проблема – выбор пути развития. То есть, будет ли субкультура организована по принципу иерархии или нет, и как будут осуществляться властные полномочия. Существующие точки зрения можно свести к двум полюсам:
– байкерская субкультура должна быть максимально демократичной. Чтобы принадлежать к ней, достаточно иметь ездящий мотоцикл любой кубатуры, неважно импортный или отечественный (хотя подспудно предпочтение отдается все же импортным чопперам), и разделять философию нонконформизма. Байкеры могут образовывать на добровольной основе мотоклубы, имеющие при желании их членов свою символику, или общаться друг с другом не образовывая никаких структур. Эта точка зрения преобладает в периферийных регионах;
– чтобы иметь право называть себя «байкером» человек обязан не только иметь мотоцикл определенного класса и кубатуры, но и быть принятым в мотоклуб, организованный по определенному образцу.
В соответствии с темой статьи наибольший интерес представляет вторая концепция. Самый жесткий ее вариант ранее претворялся в жизнь мотоклубом «Ночные волки». Этот мотоклуб был зарегистрирован самым первым в стране 31 мая 1989 года, помещение тогда находилось на территории парка имени Горького. При всей неоднозначности отношения участников мото-субкультуры к этому объединению нельзя не признать, что оно оказало на нее большое влияние.
Теперь об иерархической структуре мотоклубов. Интерес представляет не только она сама, но и ее происхождение. Появившись первоначально, скорее всего, у «Ангелов ада», она вместе с образцом символики перекочевала во все «ортодоксальные» мотоклубы мира, оставаясь неизменной до сих пор. Первое, что бросается в глаза, это ее идентичность структуре Ку-клукс-клана (ККК)*. Х
Также вам может быть интересно:
* нерастаможенные мотоциклы http://tuning-vaz.org/blog/moto/60144.html
* помогите пожалуйста с выбором мотоцикла. http://tuning-vaz.org/blog/moto/60145.html
* ПОЛОЖИЛ МОТОЦИКЛ... http://tuning-vaz.org/blog/moto/60146.html
* Ghost Rider http://tuning-vaz.org/blog/moto/60147.html
* Тема чисто поржать D http://tuning-vaz.org/blog/moto/60148.html
- 0
- Diman_Cabrinha
- 26 октября 2014, 15:18
- первая
- предыдущая
- 1
- 2
- следующая
вообщем-то поживем-увидим, по мне так все равно кто будет, что будет, лишь бы лично для меня все оставалось по-старому. Все мы очень хорошо знаем, чем обычно заканчиваются революции - верхушка богатых - сваливает в эмиграцию, бросив все здесь, а средний класс, который успел хоть что-то нажить своим трудом - попадает в жернова раскулачивания... плавали-знаем ))) не хочу. Хочу менять машину раз в три года, отдыхать на даче, кататься на мотоцикле, ездить в коттедж к родителям, воспитывать детей и отдыхать 1-2 раза в год на море/океане. Поэтому лично мне пофиг, Путин, не Путин, да кто бы ни был )))
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Владимир, да НВ вне политики если премьер к Вам в гости заявиться что прогоните...
Я лично не прогоню, но как имел свое собственное мнение, так при нем и останусь. И если я говорю всему честному народу что я к примеру вне политики, то я при этом и останусь и не буду после чаяпития с препьером (по его инициативе) его пиарить!!!
Владимир, я не совсем как бы троль. Я задал вопрос, получил ответ (какой примерно и ожидал). Все! что тут дебаты-то разводить. Пытаться вевести кого-то, чего-то на чистую воду?
Я же прекрасно понимаю, что НВ это система в системе, так же как любая организация или сообщество. И Виктор разумеется не отвечает за Хирурга (как и Хирург не обязан ни перед кем отчитываться, это ЕГО клуб). Но какой резон ему сейчас идти например к Хирургу и говорить "так мол и так либо давай признаемся что мы поддерживаем эту партию и нам нужна стабильность, либо перестанем ее поддерживать."
Так что я не то что бы смылся куда-то (я спал), но ответ я получил и смысл мне понятен.
Я же пояснил кстати цель моего вопроса. Я не люблю сплетни и разговоры за глаза. Потому когда под видео в разных местах разводили бла-бла мнУ бесило. А увидел я в этой ветке президента одного из отделений НВ и решил поинтересоваться. (тем более ветка ТЕМАТИЧНАЯ как раз) :)
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку