Мифы о автозвуке!
Миф 1 – «-» усилителя должен быть подключен к «-» аккумуляторной батареи.
Вообще-то, аккумуляторная батарея есть место сосредоточения всевозможных помех различного происхождения, которые можно наблюдать в автомобильных электрических цепях. Поэтому если вы избрали такой способ и получили негативный вариант, то не стоит удивляться. Вместе с тем, данный способ часто оказывается предпочтительнее для мощных систем и особенно – автомобилей с большим пробегом.
Миф 2 – добавление второй аккумуляторной батареи облегчит задачу генератору.
С двумя аккумуляторными батареями генератору придется выполнять вдвое больше работы, чтобы обеспечить их зарядом, так что его задача не облегчается, а усложняется. Добавление второй аккумуляторной батареи ставит задачи совсем другие – это очень полезно для прослушивания музыки при выключенном двигателе, особенно в мощных системах. Кроме того, если второй аккумулятор по типу принадлежит к специальным звуковым (довольно дорогое решение), то это может поднять качество звучания, но и в том, и в другом случае генератор тут совсем ни при чем.
Миф 3 – все аудиокомпоненты следует заземлять в одной точке
Такой способ организации силовой цепи действительно может стать наилучшим, но срабатывает это правило отнюдь не всегда, а зачастую может создать дополнительные проблемы. Когда все активные компоненты системы заземлены в одной точке, то в этом месте создается электромагнитное поле, которое как раз и может стать источником помех, давая наводки на входные цепи аппаратуры. Некоторые компоненты защищены от этого лучше, некоторые – хуже. Когда такое происходит, то хорошим решением бывает разместить компоненты подальше друг от друга (оптимальное расстояние – 6 дюймов, т.е. 15 см, или больше). Чем больше величина тока, с которым работают аудиокомпоненты, тем более критично это правило.
Миф 4 – прокладка силовых кабелей по другому борту кузова по отношению с сигнальным кабелям – достаточное условие для устранения помех.
Это действительно очень хорошая рекомендация, но отнюдь не гарантирует отсутствия помех. Таким образом можно исключить помехи индукционной природы, вызванные влиянием силовой проводки на сигнальную. В то же время никто не гарантирует, что сигнальные кабели не соберут богатый урожай помех от другой бортовой электроники на своем пути.
Миф 5 - генератор повышенной мощности даст меньше помех.
Все с точностью до наоборот. Чем больше тока выдает генератор, тем больше он выдает и помех. Мощный генератор приветствуется в аудиосистеме для того, чтобы снабжать энергией аккумулятор, а борьбе с помехами в этом случае надо уделять повышенное внимание.
Миф 6 – Конденсатор в силовой цепи должен быть установлен через предохранитель.
Так делать не рекомендуется. Стоит напомнить, что задача силового конденсатора – доставлять большие порции энергии (тока) с большой скоростью, т.е. намного быстрее, что это может сделать типовая аккумуляторная батарея. Добавление предохранителя только уменьшит эту скорость. И поскольку конденсатор способен разряжаться настолько быстро, то предохранитель просто не успеет сработать прежде, чем конденсатор разрядится
Миф 7 – чем больше динамиков, тем лучше качество звучания.
На самом деле, здесь нет ничего общего, и увеличение числа динамиков способно привести к увеличению звукового давления, т.е. громкости. Чем больше динамиков – тем больше ухищрений требуется для того, чтобы добиться их согласованной работы. Каждый динамик излучает звуковые волны и когда эти волны встречаются, то возникает интерференция, т.е. пики и провалы на АЧХ (амплитудно-частотной характеристике). Так что лучше придерживаться правила: число динамиков должно быть достаточным, при максимальном качестве каждого динамика и максимально согласованной их работе друг с другом (с учетом свойств автомобильного салона). Посмотрите на лучшие соревновательные системы – их построение красноречивее всего демонстрирует такой подход.
Вообще-то, аккумуляторная батарея есть место сосредоточения всевозможных помех различного происхождения, которые можно наблюдать в автомобильных электрических цепях. Поэтому если вы избрали такой способ и получили негативный вариант, то не стоит удивляться. Вместе с тем, данный способ часто оказывается предпочтительнее для мощных систем и особенно – автомобилей с большим пробегом.
Миф 2 – добавление второй аккумуляторной батареи облегчит задачу генератору.
С двумя аккумуляторными батареями генератору придется выполнять вдвое больше работы, чтобы обеспечить их зарядом, так что его задача не облегчается, а усложняется. Добавление второй аккумуляторной батареи ставит задачи совсем другие – это очень полезно для прослушивания музыки при выключенном двигателе, особенно в мощных системах. Кроме того, если второй аккумулятор по типу принадлежит к специальным звуковым (довольно дорогое решение), то это может поднять качество звучания, но и в том, и в другом случае генератор тут совсем ни при чем.
Миф 3 – все аудиокомпоненты следует заземлять в одной точке
Такой способ организации силовой цепи действительно может стать наилучшим, но срабатывает это правило отнюдь не всегда, а зачастую может создать дополнительные проблемы. Когда все активные компоненты системы заземлены в одной точке, то в этом месте создается электромагнитное поле, которое как раз и может стать источником помех, давая наводки на входные цепи аппаратуры. Некоторые компоненты защищены от этого лучше, некоторые – хуже. Когда такое происходит, то хорошим решением бывает разместить компоненты подальше друг от друга (оптимальное расстояние – 6 дюймов, т.е. 15 см, или больше). Чем больше величина тока, с которым работают аудиокомпоненты, тем более критично это правило.
Миф 4 – прокладка силовых кабелей по другому борту кузова по отношению с сигнальным кабелям – достаточное условие для устранения помех.
Это действительно очень хорошая рекомендация, но отнюдь не гарантирует отсутствия помех. Таким образом можно исключить помехи индукционной природы, вызванные влиянием силовой проводки на сигнальную. В то же время никто не гарантирует, что сигнальные кабели не соберут богатый урожай помех от другой бортовой электроники на своем пути.
Миф 5 - генератор повышенной мощности даст меньше помех.
Все с точностью до наоборот. Чем больше тока выдает генератор, тем больше он выдает и помех. Мощный генератор приветствуется в аудиосистеме для того, чтобы снабжать энергией аккумулятор, а борьбе с помехами в этом случае надо уделять повышенное внимание.
Миф 6 – Конденсатор в силовой цепи должен быть установлен через предохранитель.
Так делать не рекомендуется. Стоит напомнить, что задача силового конденсатора – доставлять большие порции энергии (тока) с большой скоростью, т.е. намного быстрее, что это может сделать типовая аккумуляторная батарея. Добавление предохранителя только уменьшит эту скорость. И поскольку конденсатор способен разряжаться настолько быстро, то предохранитель просто не успеет сработать прежде, чем конденсатор разрядится
Миф 7 – чем больше динамиков, тем лучше качество звучания.
На самом деле, здесь нет ничего общего, и увеличение числа динамиков способно привести к увеличению звукового давления, т.е. громкости. Чем больше динамиков – тем больше ухищрений требуется для того, чтобы добиться их согласованной работы. Каждый динамик излучает звуковые волны и когда эти волны встречаются, то возникает интерференция, т.е. пики и провалы на АЧХ (амплитудно-частотной характеристике). Так что лучше придерживаться правила: число динамиков должно быть достаточным, при максимальном качестве каждого динамика и максимально согласованной их работе друг с другом (с учетом свойств автомобильного салона). Посмотрите на лучшие соревновательные системы – их построение красноречивее всего демонстрирует такой подход.
Громкость звучания зависит от множества факторов, их них самые главные – мощность усилителя и мощность и чувствительность динамиков. Эквалайзер не имеет к этому никакого отношения, он предназначен для настройки тембра в соответствии с особенностями компонентов и влияния акустических свойств салона. Использование эквалайзера для повышения громкости не сделает вашу систему громче, а только приведет к искаженному звучанию.
Миф 9 – ВЧ-головки должны быть расположены максимально высоко.
Главное правило для размещения ВЧ-головок – они должны быть максимально близко к СЧ-головкам в 3-компонентном «фронте» или к НЧ/СЧ-головкам в 2-компонентном «фронте». ВЧ-головка и НЧ/СЧ-головка – это согласованная пара излучателей и без крайней необходимости нельзя разносить их далеко. Представьте себе, что вы слушаете звуки рояля на системе, где НЧ/СЧ-головки стоят внизу дверей, а ВЧ-головки – под потолком. В итоге рояль будет постоянно «прыгать» вверх и вниз по мере того, как басовые звуки будут сменяться высокими нотами. Когда правило близкого расположения головок соблюдено, образ рояля и других инструментов будет цельным.
Миф 10 – при настройке входной чувствительности у усилителей регулятор необходимо ставить в максимальное положение для полного раскрытия потенциала усилителя.
Регулятор входной чувствительности нужен для согласования уровней сигналов в системе и прежде всего на его положение влияет величина выходного сигнала источника, т.е. автомагнитолы или CD-ресивера (либо же промежуточного устройства обработки звука, такого, как эквалайзер или DSP-процессор в сложных системах). Дело в том, что в car audio производители не пришли к единому стандарту сигнала линейного уровня, в отличие от домашней аудиотехники. Результатом настройки входной чувствительности должно стать чистое, неискаженное звучание на достаточном для вас уровне громкости. У любого приличного усилителя в инструкции есть раздел, как правильно настраивать входную чувствительность, его надо изучить очень внимательно. Если даже чуть-чуть переборщить с входной чувствительностью, то итогом станет грязное звучание и скорее всего, очень скоро придется обращаться в сервис для замены ВЧ-головок – они быстро сгорают в таких условиях.
Тема мифов далеко не исчерпана и надо признать, что они витают в car audio повсюду. Обычный источник таких мифов – кто-то из «знатоков» просто не захотел признаться, что не знает ответа на вопрос, сказал что-то далекое от истины, а дальше это пошло блуждать от одного к другому со ссылкой на «большого авторитета» в этой области – сейчас информация распространяется очень легко и быстро. Кроме того, всегда следует помнить, что если у кого-то в его системе какое-то решение оказалось наилучшим, то из этого вовсе не следует, что оно также будет лучшим и в 100 % других случаев – возможно, как раз наиболее распространенные методы устранения конкретной проблемы окажутся совсем другими и гораздо более эффективными. Так что будьте внимательны и сохраняйте разумный скептицизм в том, кого слушать и чему верить. Если что-то кажется сомнительным и противоречит собственному опыту – попробуйте послушать другого специалиста, если найти ответ самостоятельно не удается. В общем-то, последнее неплохо бы сделать жизненным правилом всегда, не только в car audio.
Пример простой и не сложный, сходи в машину, сними твитеры и прикрепи их на двери к НЧ или СЧ динамику поближе. Что ты получишь??? Что вся сцена "сползла" в ноги..айс? не айс.
Правильным является положение твитеров, при котором образуется правильная звуковая сцена, которая рассчитывается на "пилота" автомобиля. Вобщем это длительные рассуждения, стоит просто пройти на любой звукофорум типа http://bassclub.ru или http://soundpressure.ru чтобы найти FAQ по этому поводу.
я с вами согласен!! но в пункте номер 9 имеется ввиду то что не нужно их располагать на потолок! Высокочастотные динамические головки должны быть в поле видимости слушателей и иметь прямое излучение.
звук разных частот в салоне автомобиля распространяется по-разному. Пищалки излучают авто звук прямолинейно, но высокие частоты могут хорошо отражаться от разных твердых плоскостей в автомобильном салоне и менять свое направление. Низкие частоты, напротив, не имеют ярко выраженной способности направленного действия и отражения, они лучше проникают через препятствия. Средние частоты объединяют в себе свойства низких и высоких частот, но не в такой ярко выраженной форме.
я не совсем понял о чем вы.
А на потолок ни один "извращенец" до мозга костей не прикрутит, как мне кажется. Сейчас верно пишешь)) Согласен с высказыванием о частотах))) По этому и саб(ы) селятся частенько в багажник))) Проникающая способность волн разных длин разная)))
1. я не думаю что хороший усилитель и аудиосистема смогут значительно исправить дело!!(пускай будет погромче) но не настолько качественно как должно быть так как все таки многоое зависит от головного устройства!
2. про потолок я выразился образно) повторюсь они должны быть в поле видимости и иметь прямое излучение. тоесть наиболее выгодное расположение этто панель! разумеется не во всех автомобилях это удобно или грубо говоря Эргономично!)
Если брать усилители класса AB и двухкатушечные сабы 4+4, аналалогичного качества дины, то ситуация поменяется, только экономически это намного дороже. От головного устройсва зависит лишь проигрыш файлов, конечно, если ГУ оборудовано путным экво и процом, то это существенно облегчит муки...хотя Blaupunkt Bremen 76 "купил за 5 минут, настроил за 2 недели"...
2.ВЧ на панели? ...эм...это на которой??? ВЧ обычно устанавливают в направлении на лобовое стекло симметрично, я думаю понятно для чего и в подробности вдаваться не буду...хотя если в троллейбусе такое ставить, то направление поменяется))))
1.вполне согласен.
2. ну вот лично у тебя они где стоят?
ну вот в стойках! у меня тоже на стойке правда чуть выше панели!
а на уровне уха эта помойму слишком высоко
а все эти накладки с выемкой для вч как раз около панели!!!
http://www.autotop.org/sound/podium/vch/ посмотри)) там конечно естьи около ушей но в осноыном в пропорци 1/3. либо совсем у панели!!
Ну а по поводу Мифа 9 я хочу сказать вот что, он правильный на самом деле, но не совсем для авто. Стоит понимать несколько вещей:
1.Идеальный звук получается при распространении из одной точки - НО, в автомобиле такого чуда добиться нельзя потому как стекла в машине нужны и еще там список причин.
2.Идеальной для звука считается коаксиальная аккустика т.к. именно в этой ситуации звук распространяется из одной точки -НО, цена хорошей коаксиалки будет такой что мама не горюй-это раз, компонентную аккустику проще настроить - два.
Как-то так.
1.Смотря что ты подрузумеваешь под идеальным звуком!!!
например ты сидишь в кресле и смотришь телевизор и калонка только одна ровно посередине(как ты сказал из одной точки) то тогда звук будет не очень, сам понимаешь! а вот если взять 5:1 то согласись звучание будет другое!(я думаю в этом ты со мной согласишься))))
так же и в машине нужно создавать грамотную акустическую сцену(разумеется если ты ценитель или для соревнований)
2.Чаще всего «коаксиалку» используют для озвучивания задней зоны автомобиля, в ситуациях, когда либо не требуется физический разнос высоко- и низкочастотных динамиков, либо он невозможен.